Взаимодействие детского сада и семьи по подготовке ребенка к школе

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи на этапе подготовки детей к школе – одно из важнейших направлений работы в ДОУ.

У многих родителей есть устойчивое заблуждение, что готовность ребенка к обучению в школе определяется сформированность навыков чтения, счета, письма. Наша задача объяснить родителям, что интерес к школе может быть сформирован и при отсутствии этих умений.

Понятие «подготов­ка к школе» – это комп­лексный, достаточно длительный и систематический процесс до­школьного образования ребенка в условиях детского сада и/или се­мьи. rod 1Готовность к школе включает сформированность предпосылок к учебной деятельности: умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, слушать и выполнять инструкции взрослого, работать по образцу и др., что характеризует переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту. Именно эти составляющие готовности к учебной деятельности оказываются незнакомыми многим родителям.

ДОУ в этом контексте можно рассматривать как учреждение, адаптирующее детей к предстоящим изменениям их социального статуса и одновременно адаптирующееся к специфике и нуждам развития любо­го дошкольника (в недалеком буду­щем — первоклассника).

Задачи ДОУ по работе с семьей на этапе подготовке ребенка к школе.

Одной из важнейших задач, стоящих перед ДОУ – научить родителей поддерживать и сопровождать своего ребенка при поступлении в школу. Консультации для родителей будущих первоклассников, проводимые педагогами ДОУ должны включать материал о том, как сохранить такие способности ребенка как наглядно-образное видение мира, способность к моделированию в познании, продуктивность воображения, сензитивность ко многим педагогическим воздействиям, отзывчивость, сопереживание и др. («Золотой фонд личности» по мнению А.В. Запорожца.)

В нашем детском саде составляется перспективный план работы с родителями будущих первоклассников, куда обязательно входят родительские собрания (1 раз в квартал), консультации для родителей (ежемесячно – 9 консультаций в год), оформляются папки-передвижки. Тематика консультаций и родительских собраний разнообразна и, как правило, посвящена работе с родителями по подготовке детей к школе, для оказания им педагогической и психологической помощи, например: «Влияние игры на формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе», «Что должны знать родители будущих первоклассников», «Интеллектуальная готовность детей к школьному обучению», «Как поддерживать чувство собственного достоинства и самоуважения у ребенка», «Свободное время семьи для художественного творчества или готовим руку к письму», «Игры в семье на познавательные темы» и др.

Нужно донести до родителей,2 что на каждом возрастном этапе развития ребенка важно предложить ему специфические, свойственные возрасту формы овладения существую­щими в культуре средствами и способами познания действи­тельности: дошкольнику – продуктивные виды деятельно­сти, игру; школьнику – осо­знанное обучение, учебную де­ятельность. Родители должны знать, что дошкольное образо­вание – фундамент развития ребенка, базис его личностной культуры.

Школа – не место подго­товки будущих взрослых, а ме­сто, где ребенка учат жить в окружающем мире (здесь и сейчас), работать с другими людьми и приобретать необхо­димые знания, поэтому обуче­ние должно ориентироваться на интересы и потребности детей и основываться на их личном опыте. Большинство родителей не готовы к тому, чтобы сознательно и ответ­ственно подходить к подготовке к школьному обучению и фор­мировать положительный опыт ребенка, закладывая тем самым основу для школьной дезадапта­ции и неуспешности.

Для знакомства родителей детей подготовительной группы с будущим учителем в марте месяце мы приглашаем на родительское собрание учителя, который будет классным руководителем их детей, где учитель дает свои рекомендации по подготовке к школе, налаживает с родителями психологический контакт.

Современ­ные психологи (А.А. Венгер, С.П. Проскура и др.) считают, что 80% интеллекта формиру­ется до 8 лет. Такое положе­ние выдвигает высокие требо­вания к воспитанию и обуче­нию старших дошкольников.

Зачастую родители воспринимают игру как форму отдыха и развлечения, поощрения ре­бенка за хорошую «учебу». Педагоги детского сада разъясняют родителям, что игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. В игре ребенок развивается в первую очередь как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной деятельности, его отношения с людьми.

Наряду с игрой ребенок дол­жен знакомиться со сказкой. Значительный вклад в IMG 0499психи­ческое развитие вносят также продуктивные виды деятельно­сти – рисование, лепка, аппли­кация, конструирование и др. Определенными чертами «про­дуктивности» обладают музици­рование, театрализация, двига­тельная деятельность и др.

Роль указанных видов дея­тельности в детском развитии родителям практически не зна­кома. Поэтому большое внима­ние следует уделять таким фор­мам работы с родителями, как совместные проекты, коллективная творческая деятельность роди­телей и детей, подготовка и про­ведение утренников и развле­чений и т.д.

Особая задача работы с семь­ей – содействовать здоровому образу жизни, формировать со­знательное отношение к здоро­вью как ценности и способство­вать созданию здоровьесберегающей среды дома в процессе подготовки к школе. У большинства современных детей проявляются признаки наличия минимальных мозго­вых дисфункций (ММД). По комплексу медицинских и психолого-педагогических кри­териев 25—40% детей 6-лет­него возраста не готовы к школьному обучению, более 70% школьников имеют при­знаки патологии опорно-двига­тельного аппарата. Мозговые дисфункции являются базой для развития синдрома дефици­та внимания и гиперактивнос­ти. Наличие мозговых дисфун­кций, затрудняющих формиро­вание произвольной регуляции, представляет серьезное проти­вопоказание для начала систе­матического обучения, хотя не входит в реестр медицинских противопоказаний.


Изучение проблем готовности детей, посещавших ДОУ, к шко­ле и их школьной адаптации, показывает, что без затрудне­ний в первом классе учатся ме­нее 50% детей. Остальные дети испытывают значитель­ные трудности при освоении учебного материала, так как ха­рактеризуются низким уровнем адаптации к школьному социу­му, высоким уровнем психофизи­ологических «затрат», а также резким ухудшением состояния здоровья. Это обусловлено из­начально плохим его состояни­ем.

Неподготовленность к школь­ному обучению проявляется в том, что:

ребенок не может сосредото­читься, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы группы;

имеет слабое развитие связ­ной речи и умственных спо­собностей, не умеет задавать вопросы, сравнивать предме­ты, выделять главное;

проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным дей­ствиям и решениям, имеет затруднения в общении со взрослыми и сверстниками.

Работа педагога и родителей по формированию у детей го­товности к школе включает следующие составляющие:

Выработку представления о занятиях как важной деятельно­сти для приобретения знаний. На основе этого представление ребенок активно ведет себя на занятиях (тщательно выполняет задания, проявляет внимание к словам воспитателя).

Развитие настойчивости, ответственности, самостоятель­ности, старательности.

Сформированность данных качеств проявляется в стремлении ов­ладеть знаниями, умениями, при­лагать для этого достаточные усилия.

Воспитание опыта дея­тельности в коллективе и по­ложительного отношения к сверстникам; усвоение спосо­бов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки).

Формирование навыков организованного поведения, учебной деятельности в усло­виях коллектива. Наличие этих навыков существенно влияет на общий процесс нравственно­го становления личности ребен­ка, делает его более самостоя­тельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

Важно воспитать в ребенке любознательность, произволь­ное внимание, потребность в самостоятельном поиске отве­тов на возникающие вопросы. Дошкольник, у которого недо­статочно сформирован интерес к знаниям, пассивно поведет себя на занятии, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении.

Большое значение в подго­товке к школе имеет воспита­ние у детей «качеств обще­ственности», умения жить и тру­диться в коллективе, в том числе и многонациональном. Поэтому одно из условий фор­мирования положительных вза­имоотношений – поддержкаIMG 0496 воспитателем естественной по­требности детей в общении, ко­торое должно носить добро­вольный и доброжелательный характер. Общение детей – необходи­мый элемент подготовки к шко­ле, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может в первую очередь педа­гог.

Цель развития ребенка на этапе дошкольного детства – очертить основные возрастные характеристики: компетент­ность, креативность, любозна­тельность, инициативность, ком­муникативность, ответственность, произвольность, образ «Я» и др.

Именно на направления развития ребенка – физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое – и ориентирована вся работа дошкольного учреждения с родителями будущих первоклассников.