Основные аспекты содержания образовательной деятельности в разновозрастных группах ДОУ

Организация воспитательно-образовательного процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.

Воспитательно-образовательная работа в разновозрастных группах осуществляется в процессе повседневной жизни и самостоятельной деятельности детей (игровой, трудовой и т.д.), а также в процессе НОД (занятий), специально организованных и систематически проводимых со всеми детьми.20180514 093810

В процессе НОД мы организуем образовательную деятельность всех детей, формируем умение действовать в соответствии с полученными от взрослого указаниями, планомерно и последовательно обучаем детей новым знаниям, умениям, развиваем познавательную активность. От педагога требуется учитывать особенности развития и организации учебно-воспитательного процесса для детей всех возрастов. Воспитатель в нашем детском саду так планирует свою деятельность, чтобы каждый ребёнок в группе получал стимул в своём развитии. Это требует дополнительных усилий и знаний от воспитателя, затрат собственного времени.

Сложность при организации таких групп в том, что нужно учитывать дифференциацию учебной и физической нагрузки для детей разного возраста. Если игры, занятия продуктивной деятельностью, прогулки и экскурсии проводятся совместно, то при организации НОД, мы чаще проводим деление на подгруппы, чтобы продолжительность занятия и величина умственной нагрузки соответствовала возрасту дошкольника. Педагогический процесс приходится строить в двух направлениях, ориентируясь на два возраста детей, а это отнимает больше и сил и времени у педагога.

В нашем дошкольном учреждении три разновозрастных группы, где находятся дети смежного возраста:

Младшая — два-четыре года.

Средняя — четыре-пять.

Старшая — пять-семь.

20170410 094713На каждую группу у педагогов разработана рабочая программа, в которой прописана деятельность с детьми на два возраста. Непосредственно образовательная деятельность в группах строиться согласно образовательной программе, учебному плану в соответствие с требованиями СанПиНа.

Так, например, рассмотрим группу общеразвивающей направленности от 2 до 4 лет:

образовательной программой и учебным планом не предусмотрено проведений занятий по ФЭМП для детей 2-3 лет, а у детей 3-4 лет это занятие есть. Поэтому во вторник у I подгруппы (2-3 года) проходит занятие по развитию речи, а у II подгруппы (3-4 года) – занятие по ФЭМП.

                Также у детей 2-3 лет нет занятий по аппликации, поэтому у одной подгруппы (2-3 года) проходит занятие по лепке, а другой подгруппы (3-4 года) – аппликация. При этом учитываются и санитарные нормы по продолжительности занятий в этих подгруппах.

Фрагмент таблицы «Расписание занятий младшей группы»

Вторник

1. Развитие речи (2-3 года)

    Математика (3-4 года)

2. Музыкальное

Среда

1. Ознакомление с окружающим миром

2. Физкультура

Четверг

1.Лепка (2-3 года)

    Лепка/аппликация (3-4 года)

2. Физкультура

 

  

По такому принципу строится учебно-воспитательный процесс и в других разновозрастных группах.

В основном занятия художественно-эстетического цикла, занятия по ФЭМП проводятся по подгруппам, которые сформированы из одного возраста, а занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим, музыкальные, физкультурные занятия – проводятся со всей группой детей. На таких занятиях, педагог учитывает программные требования с опорой на возраст детей.

Например, организуется общее начало для всех детей: игровая ситуация, вопрос

IMG 5458 поисковой направленности, организационный момент. На втором этапе организуется общая работа всех детей (у младшей подгруппы – пассивное слушание, активное участие, предметная деятельность, работа в парах). На этом младшие дети завершают свою работу.

На третьем этапе старшие дети работают в разных видах деятельности (беседа, диалог, работа с карточками и др.)

Рассмотрим на примере занятие по развитию речи: работа с сюжетной сезонной картиной. Всем детям предлагается рассмотреть картину. Вопросы к детям воспитатель дифференцирует в зависимости от возраста детей. Некоторые понятия младшие дети могут повторить. Проводятся дидактические упражнения, в которых дети могут разделиться на пары (старшие с младшими), или по принципу «младшие начинают, старшие заканчивают». Затем старшие дети могут составить небольшой рассказ по картине. При необходимости младшим ребятам можно предложить повторить. Затем занятие продолжается только со старшей подгруппой. Детям можно предложить придумать, «что было до или после того, что изображено на картине», можно научить составлять более подробный рассказ с использованием схем и т.д. или провести игры на развитие внимания, памяти, мышления.

Итак, при организации занятий в разновозрастной группе мы учитываем следующие моменты:

1.            Воспитатель чётко определяет цель, задачи, содержание, хорошо владеет методикой проведения занятий в разновозрастной группе.

2.            Программные требования педагоги дифференцируют для каждой возрастной группы за счёт разных способов выполнения определённого задания.

3.            На фронтальных занятиях лучше решать более общие учебные задачи, а более конкретные – на занятиях с одной подгруппой детей.

4.            При проведении комплексных занятий в разновозрастной группе воспитатель  следит за тем, чтобы деятельность детей одной подгруппы не отвлекала детей другой подгруппы. Общие занятия целесообразно проводить при условии одинаковой или близкой темы для детей всех возрастных групп, учитывая возможности детей и уровень их самостоятельности.

5.            Материал к занятиям должен содержать общие элементы для детей всех подгрупп, что даёт возможность объединять детей для выполнения определённых заданий.

Познакомиться с рабочими программами педагогов можно по ссылке.

Согласно современным стандартам образования, развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ выступает в роли «Второго воспитателя», в разновозрастной группе мы стараемся выстроить ее по таким же принципам, только с небольшими уточнениями:

- игровой и дидактический материал должен соответствовать обеим возрастным категориям.

- детская мебель, соответственно должна быть двух размеров (например, старший возраст столы и стулья промаркированы цифрой 2, а в подготовительной цифрой 1).

DSCN3615Организация режимных моментов: прогулка, мытье рук, питание, умывания, одевания и раздевания, дневной сон детей в условиях разновозрастной группы требует большого мастерства воспитателя, четкости и слаженности работы всего обслуживающего персонала, создание спокойной и доброжелательной обстановки, внимательного отношения взрослых ко всем детям, особенно к младшим. Все это важно потому, что в небольшое время, которое по режиму отводится для проведения этих жизненно важных процессов, необходимо не только правильно и быстро обслужить детей, накормить, одеть, но и в соответствии с программными требованиями обеспечить формирование необходимых для детей каждого возраста культурно-гигиенических навыков.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что нахождение в одной группе детей разного возраста, несмотря на свои сложности, имеет и много плюсов: ребёнку проще перенять навыки деятельности у другого ребёнка, чем у взрослого, поэтому младшие дети в таких группах быстрее развиваются и усваивают программу обучения. Старшие дети чувствуют ответственность за младших, понимают, что являются примером для подражания, это способствует улучшению личностных характеристик. Младшие дети обучаются навыкам гораздо быстрее, а старшие растут чуткими, доброжелательными и отзывчивыми.

Представляем вашему вниманию педагогические мероприятия для родителей и детей разновозрастных групп:

Сценарий организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми разновозрастной группы 4-5 лет «Приключения карандаша и гвоздика». Подготовила воспитатель I кв. категории Акользина Наталья Владимировна.

Сценарий организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей разновозрастной группы от 5 до 7 лет «В стране воздушных шаров». Подготовила воспитатель I кв. категории Чаузова Наталья Николаевна.

"Страна сенсорики". Мастер-класс для родителей детей младшего дошкольного возраста по изготовлению пособий для сенсорного развития детей от 2 до 4 лет. Подготовила воспитатель высшей кв. категории Лемещенко Елена Александровна