Организация прогулок, экскурсий на свежем воздухе

Прогулка на луг. Во время первой прогулки на луг дать детям возможность побегать, поиграть, насладиться прелестью и близостью природы, но напомнить, что нельзя без надобности рвать цветы.

На этой прогулке уточняют представления детей о том, что такое луг.Воспитатель спрашивает детей, почему на лугу приятно гулять (здесь красиво, много травы, цветов), предлагает найти знакомые луговые цветы, назвать их. Обратить внимание детей на преобладающую окраску первых летних цветов (одуванчик, лютик, сурепка), полюбоваться яркостью красотой цветов.progulka 2

Для закрепления знаний о луговых цветах вспомнить стихи, загадки, можно прочитать короткий рассказ, сказку, например Н.Павловой «В живой комнатке».

Следующую целевую прогулку на луг нужно провести, когда достаточно ярко наметится смена растительности на лугу, т.е. вместо преобладающих желтых цветов появятся белые цветы (ромашка, белый клевер, подмаренник, тысячелистник и др.).

Интересно побывать на лугу, когда он станет лиловым (на нем появятся цветы лиловых оттенков: луговой василек, мышиный горошек, луговая герань идр.)

Наблюдая с детьми общий вид (колорит) луга, собирая и рассматривая отдельные цветы, воспитатель помогает им увидеть, что одни цветы отцвели, у них образовались семена, а другие только начали цвести.

Для закрепления полученных представлений о растениях луга можно составить гербарий «Цветы нашего луга в начале, середине и конце лета». Это гербарий, а также рисунки детей воспитатель использует в обобщающей беседе. Дети вспоминают, что они узнали о луге, его растительности, о смене на нем цветочного покрова.

Наблюдения за насекомыми. На прогулках в процессе наблюдений закрепляются и уточняются знания детей о насекомых. Ребят подводят к пониманию связи между жизнью насекомых и растений, как имели, бабочки садятся на цветы (а не на другие части растений), почему их много на лугу только днем и в хорошую погоду, а не вечером или перед дождем. Обращают внимание на гусениц.

Прогулка к водоему. Как называется водоем, обратить внимание на берега, высоту, растительность реки (озера, пруда), красоту в разную погоду (в яркий солнечный день, сильный ветер и т.п.).

Следует познакомить детей с водными обитателями и растительностью водоема. С этой целью можно провести экскурсию или целевую прогулку.

      Накануне вместе с детьми подготовить для экскурсии: водный сачок, тазик, ведерки, стеклянные банки (1-2) для пойманных обитателей водоема. Воспитатель сачком вылавливает прибрежную фауну, опуская ее в тазик с водой, рассматривает с детьми содержимое, называет боле интересных обитателей водоема, переносит их в ведерки и стеклянные банки для более подробного рассматривания их в уголке природы.

Так, дети могут увидеть жуков-водолюбов, улиток (прудовик, катушка), личинку стрекозы и др.

Следует продолжить наблюдение за рыбами, сравнить различных рыб по размеру, окраске, повадкам (плотва, пескари, окуни, караси).

Здесь же дети увидят и растения, непохожие на те, что растут на берегу. Среди них может быть элодея, роголистник и др., которые дети видели в своем аквариуме.

Прогулка в лес. Первую прогулку проводят для того, чтобы дети почувствовали удовольствие, радость от пребывания в лесу, где легко дышится, где много высоких деревьев, кустов, цветущих растений, где много птиц.

На последующих прогулках дети упражняются в узнавании деревьев (ели и сосны, рябины и др.), сравнивают их по окраске коры, отмечают особенности, например, сосны и ели, собирают шишки сосновые и еловые для изготовления игрушек-самоделок.

Внимание детей привлекают к молодым деревцам - ровесникам детей, объясняют, progulka 3что эти деревца растут на смену большим, старым деревьям, их надо беречь и охранять, а для игр, построек шалашей можно использовать только сухие ветки.

Надо детям показать некоторые травянистые растения лемма: папоротники, кислицу, мхи и др.

Продолжая знакомство с лесными ягодами, закрепляют понятия «спелые и неспелые ягоды» на примере земляники, черники.

Прогулки в лес надо использовать также для ознакомления детей с грибами. Предварительно при рассмотрении грибов необходимо объяснить, что есть грибы съедобные и ядовитые.

Для закрепления знаний рекомендуется использовать художественную литературу (С.Алексеев «Подарки леса», Е. Трутнева «Грибы»).